Многие родители Хакасии сталкиваются с ситуацией, когда ребенок берет ручку «неправильно» или предпочитает писать левой рукой. Возникает вопрос: стоит ли вмешиваться и переучивать чадо? Разобраться в этом вопросе «МК в Хакасии» помогла Ника Болзан. Психолог, исследователь, автор и создатель собственных методик, эксперт-практик сразу отметила, что с точки зрения психологии оптимально использовать более мягкий подход, учитывающий индивидуальные особенности ребенка.
Существуют определенные рекомендации по захвату пишущего предмета — трехпальцевый захват считается наиболее эргономичным. Он помогает избежать быстрой усталости кисти, способствует более аккуратному и красивому письму. Но важно понимать: у детей до 6–7 лет моторика еще активно формируется, и если дошкольник или первоклассник пока держит ручку иначе, это не повод для переучивания.
«Не стоит навязывать взрослую модель — лучше мягко предлагать удобные способы и внимательно наблюдать, комфортно ли ребенку. Переучивание стоит рассматривать только в тех случаях, когда неправильный захват приводит к серьезным трудностям. Например, из-за этого ребенок быстрее устает и утомляется, снижается качество письма, что в итоге может негативно влиять на мотивацию и уверенность ребенка в своих способностях», – отмечает Ника Болзан.
В таком случае задача взрослого — помочь ребенку найти удобный и физиологичный способ держать ручку, но без давления. Для этого можно использовать игровые и развивающие упражнения.

Что касается вопроса о ведущей руке — правой или левой, — здесь однозначно: переучивать левшей на правую руку не только бессмысленно, но и может негативно сказаться на уровне психологического благополучия ребенка.
«Ведущая рука определяется особенностями работы мозг. Попытка изменить это естественное предпочтение создает лишнее напряжение, приводит к повышенной тревожности и снижает мотивацию к обучению», – объяснила эксперт «МК в Хакасии».
В исследовании 2022 года доказано, что у переученных левшей наблюдается повышенное вовлечение обоих полушарий мозга, что говорит о сохранении следов исходной леворукости. Эти нейронные изменения могут быть связаны с внутренним напряжением, повышенной когнитивной нагрузкой и снижением автоматизации действий, что негативно влияет на навыки, необходимые в повседневной жизни
«Да, в советское время переучивание левшей практиковалось достаточно часто. Сегодня же мы понимаем, что это скорее отражение стереотипов и стремления к «унификации», чем забота о развитии ребенка. Леворукость никак не связана с интеллектуальными или психологическими особенностями, и попытка изменить ведущую руку не приносит пользы, а иногда даже формирует внутренний конфликт», – подчеркнула психолог Болзан.

Если вы действительно хотите помочь ребенку, учитывайте его индивидуальные особенности. Поддержка, уважение к его темпу развития и природным склонностям формируют основу для уверенности, самостоятельности и психологического благополучия в будущем. Когда ребёнок чувствует, что его принимают таким, какой он есть, это даёт ему опору и способствует гармоничному развитию.
Ранее «МК в Хакасии» писал, что психолог Щеглова посоветовала самим нести ответственность за детские травмы.