Мы часто включаем музыку, когда хотим побыть наедине с мыслями, сосредоточиться или, наоборот, расслабиться. Иногда кажется, что она имеет какую-то волшебную силу, и этому есть научное обоснование. Нейропсихолог Александра Ковалевская рассказала «МК в Хакасии», как музыкальные занятия влияют на детей.
Почему так важно заниматься музыкой в детстве? Существует «эффект Моцарта», который объясняет благотворное влияние музыки на умственные способности человека. Эксперимент показал, что ученики успешнее решали тесты на пространственные способности и лучше собирали оригами, если в процессе слушали Моцарта.
После этого теория проверялась много раз: например, исследователи включали музыку во время университетских экзаменов. Результаты опытов не всегда подтверждались, но было понятно, что от прослушивания нет никаких негативных эффектов. Главное, чтобы мелодии были не слишком быстрые, без большого количества слов и доставляли удовольствие.
Музыка и работа мозга
Музыка — это сенсорная информация, которую ребенок получает через органы слуха. А нервная система у дошкольников чувствительна ко всем внешним воздействиям, так что заниматься эффективнее всего именно в этом возрасте.
Есть исследования, которые говорят о влиянии музыки на гиппокамп — область мозга, отвечающую за долговременную память. Если человек научился играть на музыкальном инструменте, то этот навык, скорее всего, сохранится на всю жизнь. Даже если в занятиях будет большой перерыв — с помощью серии коротких упражнений «включится» моторная память и вспомнится правильная постановка рук и дыхание.
Многие взрослые помнят песни и мелодии, которые слышали в детстве. Такое запоминание наблюдается еще до рождения, когда ребенок в утробе «слушает» мелодии через вибрации. Младенцы помнят композиции и реагируют на них спустя месяцы после рождения. Этот ранний контакт стимулирует развитие нейронных связей в головном мозге, что улучшает когнитивные способности ребенка в будущем.
Музыка и когнитивные способности
По словам нейропсихолога, музыка улучшает речь, способствует запоминанию фраз и пополнению словарного запаса. В основе музыки лежит ритмичность — набор повторяющихся элементов или фрагментов. Во время пения и танцев активизируются оба полушария головного мозга, что положительно сказывается на восприятии информации об окружающем мире в целом. Следом за ним подтягиваются остальные когнитивные функции, включая память. Простые рифмованные строчки и четкие ритмы создают хорошую базу для запоминания любой информации. Поэтому стихи и песни дети учат куда легче, чем строчки из роли для праздников в детском саду.
Также ритмическое воздействие музыки активизирует те же участки мозга, которые отвечают за когнитивные процессы, включая внимание и анализ.
Еще одна важная особенность музыки — вовлечение детей в процесс обучения. Ведь внимание дошкольников крайне неустойчиво — и они готовы заниматься тем, что им самим интересно. А музыка и песни — то, что любит большинство детей, так что цвета, числа и названия геометрических фигур под музыкальное сопровождение заучиваются легче. А чтобы воспроизводить композиции на музыкальном инструменте, нужна концентрация и навык быстрого принятия решений. Дети с таким опытом в будущем успешнее решают математические задачи.
Музыка и социальные навыки
Музыка играет важную роль в формировании социальных навыков у детей. Благодаря участию в музыкальных мероприятиях они развивают умение общаться, сотрудничать и работать в команде — особенно если поют в хоре или играют в ансамбле. Этот опыт влияет на формирование социальных связей, создает доверительную атмосферу, в которой дети могут делиться своим творчеством и самовыражением в группе.
Музыка и эмоциональное развитие
Музыка многогранна. У любой мелодии есть характер и настроение. Александра Ковалевская объясняет, что во время занятия с детьми взрослые обычно проговаривают особенности каждой композиции: грустных и веселых, спокойных и активных.
Музыка стимулирует чувства и интуицию, позволяя людям выражать и понимать то, что не может быть передано другими способами. Прослушивание музыкальных композиций и их исполнение задействуют области мозга, которые в том числе связаны с эмоциональной регуляцией, гибким и пространственным мышлением, а также обработкой языка. И зачастую мелодии становятся способом выражения чувств: дети учатся проявлять их через тексты песен, мелодии и ритмы.
Также музыка часто сопровождает различные сцены в детских мультфильмах и сказках, придавая им дополнительную эмоциональную окраску — и все это вместе способствует развитию эмоционального интеллекта.
Музыка и физическая активность
Под музыку хочется двигаться. И танцы помогают развивать слух и улучшают координацию движений, гибкость и укрепляют мышцы. А игра на музыкальных инструментах способствует развитию моторных навыков, координации и зрительно-пространственных представлений.
Музыка и стресс
Музыка успокаивает. Например, плавные чередования громких и тихих звуков, характерные для произведений Моцарта, имитируют естественные ритмы головного мозга. Такие композиции помогают детям снижать уровень тревожности и справляться со стрессовыми ситуациями. Мелодии с медленным темпом нормализуют сердечный ритм и снижают кровяное давление. Особенно полезны композиции с частотой 60 ударов в минуту, которые синхронизируются с ритмом сердца и дыхания. Главное, чтобы тональность музыки не уходила в минорные гаммы и не вызывала желание плакать.
Но совсем не обязательно включать классическую музыку — со стрессом помогают справляться и любимые мелодии ребенка. Это могут быть просто детские песенки или игровые композиции. Дети обычно довольно быстро включаются в такую активность — и уровень стресса тоже падает.
Музыка и креативность
Музыкальное восприятие — это очень сложный процесс. Дети слышат и переживают услышанное, музыкальные образы рождают ассоциации или запускают работу фантазии и воображения. В звучании любой музыки есть смена динамики, спады и подъемы, мелодические линии и многое другое. Всё это привлекает внимание ребёнка, пробуждает его реакции — как двигательные, так и мысленные.
Импровизация на музыкальном инструменте или сочинение мелодий учат нестандартно мыслить, находить оригинальные решения задач. Эти навыки важны в любой области, какую бы профессию ребёнок не выбрал в будущем.
Нужно хвалить ребенка за все попытки так или иначе взаимодействовать с музыкой. Петь, танцевать, пробовать что-то наигрывать на музыкальных инструментах. Можно предлагать придумывать сценки, фрагменты и показывать их. Дети в дошкольном возрасте быстрее включаются в игру, где требуется фантазия — и это помогает не терять навык креативности, а постепенно развивать его.